Подросток не хочет учиться. С каждым годом мы замечаем, что таких случаев становится все больше и больше.
Как только учителя и родители начинают бить тревогу, все наваливаются на эту проблему и пытаются ее решить. Ищут и находят причины в непонимании учебного материала и приглашают репетиторов. Ищут и находят причины в конфликтах с учителями или одноклассниками, и меняют школу. Ищут и находят причины в физическом недомогании ребенка, и кормят витаминами и отправляют лечиться в санатории и на оздоровительные курорты.
Все эти версии могут быть как верными, так и ошибочными, если мы не будем смотреть на данную проблему несколько шире.
Мы понимаем, что нежелание учиться вполне может выглядеть как симптом и быть следствием совершенно других причин. Например, если в семье назревает ситуация развода, где оба супруга заняты выяснением отношений, то подросток может пытаться объединить отца и мать вокруг своей неуспеваемости, чтобы родители отвлеклись от своих собственных проблем и переключились на решение проблем ребенка.
Зададимся вопросом- зачем этой семье именно этот симптом? Вероятно, для снижения высокого супружеского эмоционального напряжения. Но как при этом чувствует себя ребенок? Он сознательно и бессознательно может чувствовать нарастающую тревогу и беспокойство всех членов семьи и постоянно искать разные способы, чтобы эту тревогу убрать. И большая часть энергии будет уходить на поиски разных вариантов, чтобы каким-либо способом предотвратить неизбежное. Психика ребенка будет работать в усиленном режиме, чтобы сохранить и отца и мать. Добавим к этому примешивающееся сюда бессознательное чувство вины ребенка за назревающий развод родителей. Некоторые дети всерьез думают, что папа или мама уходят из семьи именно из-за них!
И где ребенку взять силы и энергию , чтобы справляться с колоссальной нагрузкой на их психику - придумывать разные способы для объединения родителей, бороться со своей бессознательной виной, стараться "быть хорошим", да ещё при этом хорошо учиться?
Возможно, для многих детей и подростков компьютерные игры и персонажи становятся теми отдушинами и ресурсами, где ребенок идентифицируясь со способностями героев, пытается стать таким же сильным, успешным, пробивным, а в некоторых случаях и сверхчеловечным со сверхъестественными способностями...
Артем Анатольевич, парный и семейный психолог, песочный терапевт, автор книги «365 вопросов для родителей, или курс выживания в семье».