Что такое юнгианская песочная терапия?
Использование песка для отображения внутреннего мира имеет давнюю историю. С древних времен люди чертили защитные круги на земле и создавали различные рисунки и фигуры из песка. В практике индейцев эти изображения использовались для предсказаний и в церемониях излечения. В Китае, Индии и Японии сосуды с песком размещают около входа в дом. Каждый входящий и выходящий опускает руки в песок, чтобы очиститься от дурных мыслей и опасных чувств. Тибетские монахи издревле практикуют медитативное создание из песка мандал для достижения совершенства и духовной гармонии.
Основатель аналитической психологии Карл Густав Юнг в своей автобиографии «Воспоминания, сновидения, размышления» описал сложный период после разрыва с Фрейдом в 1912-13 годах. Юнг стал строить образы на берегу озера из камней и воды, подобно ребенку, для которого такая деятельность является средством обретения психического равновесия. Он писал: «…у меня была уверенность, что я нахожусь на пути к открытию моего собственного мира. Потому что эта игра…была только началом. Она высвободила поток фантазий, которые я потом тщательно записал».
Началом терапевтической работы с песком и фигурками в психологической практике принято считать конец 1920-х годов. Игра и творческий потенциал как часть терапевтического процесса уже использовались, особенно в работе с детьми. Так педиатр Маргарет Ловенфельд работала со своими пациентами с помощью песка, воды и коллекции игрушек и миниатюр, назвав свой метод «Техника Мира».
В 1950-х годах ученица Юнга Дора Калфф (1904-1990) познакомилась с методом Ловенфельд и, с одобрения Юнга, дала своей технике работы с песком и фигурками юнгианскую теоретико-методологическую базу, назвав ее Sandplay (Сэндплей или юнгианская песочная терапия).
Ее трактовка отразила знание восточных философий и идеи аналитической психологии Юнга. Дора Калфф увидела песочную терапию как инструмент, который позволяет выразить личное и коллективное бессознательное, как символическую коммуникацию сознательного и бессознательного. Метод юнгианской песочной терапии Sandplay позволяет совершить увлекательное путешествие в себя, в свой мир, понять и принять свои чувства и состояния. Песочная терапия позволяет дальше заглянуть назад, чтобы ближе увидеть вперед.
Сегодня песочная терапия становится все более популярной в психологической и консультативной практике во всем мире. На первый взгляд, метод песочной терапии кажется игрой и привлекает так же, как Песочный человек. В современном мире появилось много разветвлений этого метода, например, детские психологи применяют работу с песком и фигурками как обучающий и диагностический метод с детьми дошкольного возраста.
Классический метод юнгианской песочной Sandplay терапии активизирует врожденные ресурсы самоисцеления человека и обеспечивает возможность для дальнейшего его продвижения на пути индивидуации. Sandplay - «игра в песок» позволяет снизить уровень сопротивления изменениям и, следовательно, исчезает ощущение нереализованности. У человека возникает ощущение управления собственной жизнью и контроля над ситуацией.
Как работает юнгианская песочная терапия?
Сэмюель Батлер сказал, что «любое человеческое творение, будь то литература, музыка или живопись - это всегда автопортрет». Песочные композиции создаются без предварительного планирования и соответствуют внутреннему миру их создателя. В процессе создания мира с использованием песка, воды и фигур у клиента возникает решение, которое его бессознательное передает рукам. Таким образом, клиент создает мост от бессознательного к сознательному, от внутреннего к внешнему миру, от духовного к физическому и от невербального к вербальному.
Бессознательное воплощается в том, как человек взаимодействует с песком и в образах фигурок, которые он выбирает.
Создавая композицию в подносе с песком, человек становится участником взаимоотношений четырех стихий, понятие о которых зафиксировано во всех человеческих культурах. Песок - это земля; голубые стенки подноса, символизирующие небо - воздух; синее дно подноса - вода; огонь - взаимодействие клиента с песком, его энергичное размешивание, раскапывание, построение своего мира, творческое вдохновение и активизация психической энергии.
Не существует никакого правильного или неправильного способа работы в песочной терапии. По этому поводу в Дзен есть понятие «коан» - маленькая притча без морали, дающая ученику возможность самому постичь ее суть. Тит Нат Хан в соей работе «Ключи Дзен. Преображение и целительство» приводит такой коан: «Демонстрируя свой бамбуковый посох, мастер Тху Сон говорит: «Если вы назовете эту вещь бамбуковым посохом, то попадете в мою ловушку. А если вы не назовете ее бамбуковым посохом, тогда совершите ошибку. Как же вы назовете эту вещь?».
Сын основательницы метода Доры Калфф, доктор философии и Сэндплей - терапевт Мартин Калфф, рассказывал об изучении Дорой Калфф восточной философии. В 1960-е годы у них в доме жил тибетский лама, также она изучала и практику дзен. Объединяя естественность подходов самопознания и песочной терапии, терапевт создает поддерживающее пространство тишины и старается вместе с клиентом распознать послание его песочных композиций. Терапевт помогает понять, что наши душевные процессы нуждаются не столько в точных интерпретациях, сколько в новом опыте трансформации.
Во-первых, каждая фигура многозначна, например, рыбка символизирует и молчание, это и знак зодиака, и символ Христа. Рыбка может быть «золотой» и тогда это исполнительница желаний. Важно и то, где и как расположена фигурка: рыбка в воде или, быть может, она задыхается на песке? Во-вторых, готовая интерпретация вызывает у клиента или подчиненную, беспомощную позицию, и тогда он ведом терапевтом, или побудит его сопротивляться и отвергать любую интерпретацию, что бы при этом не было сказано терапевтом.
Поэтому в Сэндплей прежде всего важен смысл фигурки, который вкладывает сам автор своей работы. Клиент сам создает и наблюдает свой мир, а терапевт помогает справиться с нахлынувшими чувствами, понять смысл, найти в созданном не только проблемы, но и ресурсы. Терапевт предлагает клиенту рассказать о его картине и фигурках, побуждая свободно ассоциировать, и помнит об уникальности каждой личности. Таким образом, клиент становится активным и сознательно вовлеченным в процесс терапии.
Получившиеся работы в подносе с использованием песка и фигур можно сравнить с серией сновидений, важность которых доказана многими исследователями. Как и сновидения, работы в песочной терапии являются «королевской дорогой к бессознательному». Над ними можно поразмышлять, их можно запомнить или запечатлеть, сфотографировать их, и затем наблюдать за изменением содержания самих картин как за динамикой трансформаций в психике их создателя.
Юнгианская песочная терапия - это уникальный метод самопознания и самоисцеления. Он основан на преобразовании содержания коллективного бессознательного в значимый опыт психологических переживаний для понимания своего предназначения и индивидуации.
Юнгианская песочная Sandplay терапия для взрослых.
Дело в том, что не все, приходящие в терапию, могут с легкостью рассказывать о себе и свободно ассоциировать. Бывает и так, что люди испытывают трудности вербального выражения, им сложно подобрать слова, чтобы описать то, что происходит с ними и найти возможное решение возникших проблем.
Работа в песочной терапии эффективна и с теми людьми, кто, по выражению юнгианского песочного терапевта Джун Атертон «слишком часто чувствуют, что их не слышат. С теми, кто отчаялся, потерял связь с глубинными потребностями».
Существует и другая ситуация - когда избыток слов может препятствовать продвижению в жизни. Есть люди, которые много говорят, то есть используют язык, чтобы интеллектуализировать проблему и таким образом избежать ее решения. В подобных случаях песочная терапия позволяет бессознательному состоянию транслировать свою историю.
Часто к психологу приходят и успешные в работе и личной жизни клиенты. В таком случае работа с терапевтом помогает им понять, как реализовать свой потенциал в полной мере!
Именно юнгианская песочная терапия - эффективный инструмент, который дает возможность клиенту представить в образах то, что его волнует и объективно происходит в его внешнем и внутреннем мире. Соответственно фигуры, выбираемые в песочной терапии, становятся тем языком, при помощи которого клиент сообщает себе и терапевту неосознаваемый материал, трудности и их решение.
Юнгианская песочная терапия эффективна в работе со следующей проблематикой:
Чувство одиночества, комплексы, страхи, фобии, депрессия, хроническая усталость, неопределенность, душевная боль.
Психическая травма.
Проблемы в супружеских и партнерских отношениях (развод, конфликты, измена партнера, утрата близких и др.)
Ощущение бессмысленности жизни, неуверенность в себе, в своих силах и возможностях, потеря себя. Психосоматические симптомы.
Непонимание смысла жизни, своего предназначения. Поиск ответов на вопросы: «Кто я?», « Почему это со мной происходит?». Личностный кризис. Проблема самореализации.
Юнгианская песочная Sandplay терапия для детей от 4 до 7 лет.
Основательница метода юнгианской песочной терапии Дора Калфф назвала этот метод «Sandplay» - игрой с песком. И действительно, дети, приходя в терапию, воспринимают такие занятия с психологом как увлекательную игру с песком и фигурками. И это то, чем дети занимаются с максимальным удовольствием! Современные родители и сами осознают необходимость игры как ведущей деятельности для развития здорового ребенка. Но, с другой стороны, в наших квартирах часто невозможно играть так, как хочется, поскольку это может помешать соседям. А бывает, что на игры с ребенком не всегда хватает времени и сил…
Ребенку действительно нравится, когда занятия с психологом похожи на игру! Это эффективный метод для того, чтобы выразить свои переживания и чувства не только вербально, но и посредством использования образов из песка и миниатюрных фигурок. Также Sandplay терапия открывает исцеляющие ресурсы и потенциал самого ребенка, придавая ему силы и формируя положительный результат. Именно поэтому этот проверенный метод позволяет проработать происходящие с ребенком процессы и состояния, чтобы помочь ему.
Дорогие родители, важно помнить, что никто не знает вашего малыша лучше, чем вы сами! Поэтому в процессе терапии также происходит и поддерживающая работа терапевта с родителями, которые вместе с психологом объединяют свои усилия на улучшение качества жизни ребенка и всей его семьи.
Как же помогает юнгианская песочная Sandplay терапия?
Играя с песком и фигурками в присутствии опытного терапевта, ребенок все больше погружается в себя и делает свою внутреннюю ситуацию видимой. Это позволяет проработать противоречия между внутренним и внешним мирами, которые объединяет песочная картина.
Разговор по душам с психологом и игра с песком и фигурками дают ребенку возможность чувствовать себя свободнее, выразить все негативные аспекты, происходящие с ним. Ребенок создает мир, соответствующий его внутреннему состоянию.
Создательница метода Sandplay Дора Калфф писала о том, что «песочная картина… может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочном подносе, подобно драме. Конфликт переносится из внутреннего мира во внешний мир и становится зримым».
Песочная Sandplay терапия является подходящим и рекомендованным методом для наиболее полного выражения себя, своих фантазий, своих страхов, переживаний и сомнений. Sandplay-это форма терапии, которая дает и ребенку, и взрослому возможность изобразить свои мысли, чувства и переживания. Изобразить и выразить то, что трудно сформулировать словами.
В результате ребенок приближается к своей целостности, у него повышается уверенность в себе, он учится выражать себя в этом мире. Целью терапии считается укрепление этого чувства настолько, чтобы ребенок оставался уверенным в себе и в дальнейшем!
В Санкт-Петербурге психологическую помощь детям и юнгианскую песочную Sandplay терапию проводит аналитический психолог Алена Забалуева- руководитель юнгианской секции в Ассоциации песочной терапии г. Санкт-Петербург. Проходила обучение в Восточно-Европейском Институте Психоанализа (психолог, психоаналитик), обучение на Базовом курсе юнгианского анализа (аналитический психолог), в Санкт-Петербургском государственном Университете по курсу юнгианской песочной терапии , в ISST- Международной Ассоциации Sandplay Терапии, организованной создательницей метода Дорой Калфф по курсу «Концептуальные и практические основы, опыт юнгианской песочной терапии Sandplay» и др. Является специалистом Ассоциации песочной терапии (г. Санкт-Петербург), ведущей семинаров и мастер-классов «Архетип и символ в песочной терапии. Юнгианский подход», «Теория и практика песочной терапии в работе с детьми и взрослыми», «Целительная сила юнгианской песочной терапии в работе с психотравмой» и др.
и Артем Анатольевич Забалуев, парный и семейный терапевт, психоаналитик, аналитический психолог, юнгианский песочный терапевт, член Ассоциации песочной терапии, директор психологического центра "Академия Семьи", номинант премии "Золотая Психея - 2018", руководитель представительства Ассоциации Песочной Терапии в Поволжье, автор метода «Семейная доска в песочной терапии», автор книги «365 вопросов для родителей, или курс выживания в семье».