Не знаю, есть ли такой термин «Тычбуллинг», но, к большому сожалению, придется его ввести. Особенно после того, как дети, подростки и их родители приходят к психологу в кабинет в полном недоумении и растерянности.
Мы уже привыкли (!) к мысли о том, что существует буллинг детей и подростков, об этом и пишут и говорят и на конференциях педагогов и психологов, на педсоветах и совещаниях. Акцент практически всегда направлен на молодое растущее поколение.
Однако, считаю необходимым поднять тему тычбуллинга, иначе говоря - тему регулярного преследования и психологического насилия со стороны учителей.
Наверняка, многие из нас сталкивались с этим явлением, когда сами учились в школе. Сейчас это происходит с нашими детьми.
Как распознать, что тычбуллинг присутствует в коллективе?
Самый первый и простой способ - это прислушаться к словам педагогов. Если есть такие фразы – то травля ребенка или подростка расцветает в коллективе с подачи взрослого, как первые весенние одуванчики!
-
«Посмотрите на него (неё), это ж надо, какой умный (ая) выискался!».
-
«Ребята, как вы думаете, какой оценки заслуживает данный ответ?».
-
«Выйди сюда, к доске, и мы все послушаем, что ты нам сейчас расскажешь».
-
«Как вы думаете, это ответ ученика?»
Таких фраз можно ещё много написать. Общая закономерность заключается в обращении к детскому коллективу, получение дополнительной поддержки от них и унижение достоинства личности.
Вторым моментом такого тычбуллинга может быть исключение из значимых событий класса или группы. Например, все идут в поход, на экскурсию, в театр, кино и т. д., а одного или несколько человек исключают из этого списка. Мотивация может быть абсолютно логична и невинна. Учитель может сказать, что это:
-
ради спокойствия всего класса (группы).
-
чтобы ничего и ни с кем не случилось.
-
чтобы учителю было спокойнее.
Так и получаются дети - изгои. Со временем они смиряются с мыслью о своей личностной «профнепригодности», «никчемности», и все их дальнейшее поведение может быть подстраивающимся под данный шаблон.
«Всё равно меня считают не таким, как все. Зачем тогда стараться, что-то доказывать, все равно это никто не оценит. Буду делать так, как от меня ожидают», - ответ моих подростков – клиентов, которые знают эту проблему изнутри.
Таким образом, учителя, исключая из совместных дел и мероприятий, ребенка /подростка вешают на них ярлыки:
-
«неудобный»,
-
«ненадежный»,
-
«непредсказуемый»,
-
«опасный»,
-
«безответственный»,
-
«несущий угрозу»,
что моментально считывается другими детьми. Они могут подыгрывать учителю, таким образом, завоевывая его доверие и благосклонность - оценки никто же не отменял.
Третьим важным аспектом тычбуллинга является давление на родителей ребёнка. Разговаривая с родителями детей и подростков, которые учатся в школе, часто слышу информацию о том, как проходят родительские собрания. Нередко поднимаются вопросы о поведении и успеваемости каждого ребёнка. Идёт явное сравнение детей по их навыкам и способностям.
Этим явлением страдают и многие родители, когда говорят своему ребенку: «Посмотри, какой мальчик (девочка) -послушный, аккуратный, вежливый и т.д. А ты?» «Все уже давно все сделали, а ты возишься» и др. Этим мы вызываем только одну-две реакции ребенка – злость и раздражение на нас самих.
Уж если так хочется привести сравнение, лучше делать это на позитиве и безболезненно для психики ребенка. Например, сравнив ребенка и его успехи с более ранним периодом его жизни и подчеркнув достижения за этот период.
Неоднократно мне рассказывали о рейтингах, учебных местах в группе или в классе. Наслушавшись таких сообщений от классного руководителя или воспитателя, родители формируют свое мнение о том или ином ребенке. И затем транслируют своим детям, как на сознательном, так и на бессознательном уровнях, информацию о тех или иных одноклассниках. Иногда доходит до того, что родители учеников прямо советуют с кем дружить, с кем общаться, а кого обходить стороной.
Легко ли детям-изгоям преодолевать столько негатива, направленного на них? Ох, как трудно. Дети с адаптивной психикой и сильным "Я" (назовем это личным стержнем или устойчивой и гибкой психикой) сопротивляются, ищут и находят себя, если не в учебе, так в творчестве. Любым доступным для них способом пытаются исправить ситуацию.
Дети со слабым "Я" (назовем это хрупкой, негибкой и неустойчивой психикой), с большой конформностью и зависимостью чаще сдаются, и ходят с ярлыками, «наклеенными» им социумом до тех пор, пока не сменят учителя, класс или школу.
Да, не все подростки «золото» и «подарки». Но и не «Дурни и ослы, бездари и трутни!», - как несколько лет назад сказали моему клиенту-подростку и его одноклассникам учителя одной из элитных школ.
Лично я призываю родителей стоять на страже чести и достоинства своего ребёнка, защищать от учительского произвола, не давать в обиду свое чадо, не допускать обвинений в его неспособности к чему-либо, не поддаваться на провокации и манипуляции. Отстаивать интересы своего ребёнка и защищать его границы и психику, на мой взгляд, это наиважнейшая задача родителей.
С уважением к учителям, которые не занимаются тычбуллингом, и родителям, которые стоят на страже интересов своих детей.
Семейный психолог, психоаналитик, аналитический психолог Артем Анатольевич Забалуев.